Архивный выпуск
17 мая 2018
В Архиве хранятся заголовки статей с цитатами, опубликованные с начала работы нашего портала. Помните о том, что часть ссылок на оригинальные материалы может быть недоступна, со временем, по причинам независящим от редакции "Заголовков". Напоминаем также о том, что у некоторых изданий доступ к электронным архивам осуществляется на платной основе.
|
![]() «Цивилизация нам навязывает как норму «стокгольмский синдром» – лояльность к тем, кто вас угнетает»
В возрасте 61 года ушла из жизни известный российский драматург и театральный деятель директор столичного «Театра.doc» Елена Гремина. Причиной смерти стала почечная и сердечная недостаточность. Полтора месяца назад от сердечного приступа скончался муж Греминой, художественный руководитель Театр.doc Михаил Угаров.Елена Гремина, дочь знаменитого советского сценариста Анатолия Гребнева и мать другого прекрасного сценариста, Александра Родионова, могла прожить спокойную жизнь успешного драматурга и киносценариста. Но вместе с Михаилом Угаровым в 2002 году она создала целый мир, целое явление - документальный театр, из которого выросло не одно поколение актеров, режиссеров и драматургов, отмечает «Российская газета» («Одна любовь и одна жизнь»).Понятно, почему театральные люди пребывают буквально в оцепенении: всегда энергичная, жизнелюбивая Гремина, видимо, не смогла справиться с постигшим ее совсем недавно горем, пишет «Коммерсантъ». Конечно, особенно сильным ударом эта смерть станет для «Театра.doc» — под этим названием следует подразумевать не столько коллектив небольшого негосударственного театра-подвала в столице, но огромное сообщество по преимуществу молодых российских драматургов, режиссеров и актеров. Гремина была одним из авторов сценария популярного телесериала «Петербургские тайны», сотрудничала с телевидением и в 2000-х, наверное, могла бы беззаботно существовать с востребованным миллионами жанром всю оставшуюся жизнь. Но у нее и у Угарова, как теперь ясно, была другая историческая миссия. В конце 1990-х стало понятно, что российский театр нуждается в новых голосах и в новом языке и что существующая театральная система боится рисков и не знает, как на этом языке говорить. И Гремина с Угаровым стали лидерами, а потом и наставниками уже даже не одного, а нескольких «подпоколений» современных драматургов и режиссеров. Жить «Театру.doc» было нелегко: на определенном этапе ему пришлось отказаться от поиска государственной поддержки, потому что только так можно было сохранить независимость своих художественных высказываний. Елена Гремина дорожила и гордилась принципиальной независимостью своего театра — она точно знала, что именно, зачем и для кого она делает. Поэтому оплакивают ее сейчас не просто как талантливого драматурга или директора театра, не только как наставницу в профессии и коллегу, но и как выдающегося гражданина («Для блага ближнего жила»). Если Угаров был отцом новой драмы, то Гремина – матерью. Для современного российского театра – это невероятная потеря, продолжает «Независимая газета». Театр.doc осиротел. Важно понимать, что это театр, в котором не может быть назначений, это по-настоящему авторский, независимый, как его называют, честный театр, который боролся не только за открытие новой художественной формы, но в первую очередь творческими средствами говорил о социальной несправедливости, попрании государством человеческой свободы, прав и личности. В преамбуле к одной из своих пьес Гремина когда-то сформулировала: «Цивилизация нам навязывает как норму «стокгольмский синдром» – лояльность к тем, кто вас угнетает. И эта установка уничтожает само понятие героизма. Но и сегодня можно быть героем» («Драматург живой реальности»).
Умерла Елена Гремина
Не стало соратника Михаила Угарова Елены Греминой
Умерла драматург Елена Гремина
Ранее по теме
«У нас очень не приветствуется реальность»: умер «Человек.doc» режиссер Михаил Угаров
ТЕМА В РАЗВИТИИ
УШЕДШИЕ В 2018 ГОДУ
|
![]() |