ЧТО ЧИТАТЬ В ПЕЧАТНЫХ СМИ

 Печатные СМИ. Заголовки газет
www.zagolovki.ru  //   7 марта 2018
Архивный выпуск
7 марта 2018
В Архиве хранятся заголовки статей с цитатами, опубликованные с начала работы нашего портала. Помните о том, что часть ссылок на оригинальные материалы может быть недоступна, со временем, по причинам независящим от редакции "Заголовков". Напоминаем также о том, что у некоторых изданий доступ к электронным архивам осуществляется на платной основе.
»
»
Тема дня
Покушение на Ленина и паровозы-«гончие»: как Москва 100 лет назад стала столицей
100 лет назад российская столица была перенесена с берегов Невы в Москву. Немало интересных фактов о хитросплетениях этой эпопеи, которую большевики провели в сложнейших условиях, собрал в свое время знаток истории отечественной техники Александр Никольский. Об этих фактах он рассказал «Московскому комсомольцу».

26 февраля 1918 года состоялось экстренное заседание Совнаркома, на котором приняли решение о переносе столицы. Последней каплей, которая окончательно склонила большевистских лидеров к эвакуации в Белокаменную, стала докладная записка Бонч-Бруевича: «Германцы занимают Псков и, вероятно, в ближайшее время утвердятся в Нарве. При такой близости неприятеля считаю необходимым доложить, что правительству надлежит теперь же уехать из Петрограда, например, в Москву...» Под носом у немцев предстояло перевезти по железной дороге на 700 верст правительство страны, госучреждения с соответствующим весьма громоздким их «хозяйством». И самое опасное — что в оппозиции к «ленинцам» оказался мощный профсоюз транспортных рабочих Викжель (Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного транспорта), к руководству в котором пришли эсеры.  При создавшейся ситуации «верхи» РСДРП(б) проявили себя отличными мастерами конспирации и дезинформации.

Самым сложным было в безопасности довезти до Москвы Ленина и его ближайших соратников. В архиве сохранился составленный 3 марта 1918 года список VIP, отправлявшихся в Москву. Под №1, естественно, значится Владимир Ильич — с женой, сестрой и 20 пудами багажа. Под №2 — Бонч-Бруевич В.Д. с четырьмя членами семьи и 30 пудами багажа... А под скромным №23 — Сталин И.В. без членов семьи и с 10 пудами личного имущества... Для VIP-персон были подготовлены три особых литерных поезда, но из-за забастовки рабочих железной дороги не сразу удалось найти локомотивы для спецсоставов. 10 марта, в ночь, они отправились в Москву.

Хотя вагоны охранял отряд латышских стрелков с пулеметом, а вагон с Ильичем был надежно прикрыт, находясь посередине, без происшествий не обошлось. Так, удалось обнаружить, что эсеры-боевики все-таки смогли получить конкретную информацию о переезде Ленина в Москву и предприняли попытку покушения на него: ими был заминирован один из мостов на Николаевской магистрали. Однако чекисты успели обезвредить эту мину. В итоге переезд советского правительства завершился благополучно. В 8 часов вечера 11 марта литерный состав №4001 подкатил к перрону Николаевского вокзала в Москве.

Впрочем, по прибытии, после размещения важных большевиков в лучших московских гостиницах, также начали случаться накладки и недоразумения. Иногда достаточно смешные. Например, пресловутая ВЧК перевезла в Москву вместе с руководящим аппаратом и все свои архивы. А вот арестованных «контриков» оставили в Петрограде, причем без документов, которые объясняли бы, кто из них за что угодил в тюремную камеру. Петроградское бюро РСДРП(б) в связи с этим отправило в Москву жалобу на Дзержинского: «Бумаги он вывез, следователей вывез, а подсудимых оставил». В общем, на адаптацию на новом месте понадобилось несколько дней. Но уже 16 марта на заседании IV Съезда Советов был окончательно узаконен перенос главного города государства из Петрограда в Москву.

Кстати, для того чтобы доставить литерные правительственные составы в новую столицу, были использованы лучшие по тем временам пассажирские локомотивы. Александру Никольскому и его коллегам, любителям истории железных дорог, удалось выяснить, что поезд №4001 вели паровозы серии С. Их называли еще «гончими Малаховского» — по фамилии инженера, спроектировавшего это чудо техники, способное разгоняться до 125 км/ч. Тот «главный» поезд на 700-верстном пути тащили поочередно 4 «эски». Сегодня в России остался только один такой локомотив, найденный в Москве и отреставрированный энтузиастами.


facebook

Неизвестное покушение на Ленина: при переезде в Москву заминировали мост
Другие темы дня
Rating@Mail.ru
"Заголовки.ru" выходят ежедневно кроме воскресенья
Среда , 12 декабря 2018 г. // Выпуск от 07.03.18, время выхода 8.31
Все права на статьи, цитаты из которых помещены на сайте, принадлежат соответствующим СМИ. Вопросы, связанные с использованием материалов статей, решаются исключительно с правообладателями.
© 2007 - 2018 Zagolovki.ru (тексты обзоров)