ЧТО ЧИТАТЬ В ПЕЧАТНЫХ СМИ

 Печатные СМИ. Заголовки газет
www.zagolovki.ru  //   9 июня 2017
Архивный выпуск
9 июня 2017
В Архиве хранятся заголовки статей с цитатами, опубликованные с начала работы нашего портала. Помните о том, что часть ссылок на оригинальные материалы может быть недоступна, со временем, по причинам независящим от редакции "Заголовков". Напоминаем также о том, что у некоторых изданий доступ к электронным архивам осуществляется на платной основе.
»
»
Тема дня
«Новая» выяснила, как соцопросы в России стали гарантом авторитарной политики государства
Спор о роли соцопросов в современной России продолжается. Критики говорят, что методы социологов открыты к манипуляциям, общественное мнение они выражают в лучшем случае в искаженном, отфильтрованном виде, а сама «опросная индустрия» сейчас монополизирована государством и работает как инструмент легитимации авторитарной политики.

Соцопросы в России не воспринимаются как независимый институт, в глазах населения они являются одним из инструментов в руках власти. Старший научный сотрудник Института социологии РАН Дмитрий Рогозин, известный своими критическими публикациями относительно опросной индустрии, развивает эту мысль: «У нас опросы используются не для того, чтобы узнать мнение населения об их заботах и делах, а для того, чтобы поставить их в ситуацию выбора, ставя при этом перед людьми абсолютно идиотские вопросы».

На подобную критику резко отвечает руководитель «Левада-центра» Лев Гудков, который считает, что речь здесь идет о смешении нескольких методологических проблем. Гудков утверждает, что нужно различать, с одной стороны, вопросы, связанные с «достижимостью респондента» в соответствии с правилами случайной выборки, а с другой – такой феномен как нежелание или страх людей отвечать на вопросы социологов.

Однако даже Гудков соглашается, что степень монополизации отрасли опросов будет нарастать – государство стремится стать здесь единственным игроком. Эта тенденция усиливает скепсис к опросам и негативно отражается на их качестве, отмечает «Новая газета». В России существует только три больших компании, занимающихся проведением соцопросов: кроме «Левады» это также контролируемые государством ВЦИОМ и ФОМ, вместе они составляют т.н. «большую тройку». Такое положение вещей сильно контрастирует с ситуацией на Западе.

В последние годы опросной отрасли в России был нанесен немалый репутационный ущерб – в том числе потому, что результаты опросов используются властями как инструмент для продвижения своих инициатив – таким образом, соцопросы наделяются функцией инструмента «прямой демократии» и оказываются лишены своего изначального смысла. «Мысль о том, что опросы являются демократическим институтом, заблуждение», – говорит Григорий Юдин.

Как отмечает Юдин: «Демократия предполагает не просто суммирование предпочтений, а дебаты, в ходе которых люди меняют свою точку зрения. Это максимально далеко от идеи суммирования индивидуальных мнений». По его мнению, для России подобная тенденция будет только усиливаться. Это будет делаться параллельно с улучшением качества репрезентации, как было сделано в случае с опросом по присоединению Крыма («Как нас представить?»).

facebook

Что не так с российской социологией и почему не нужно путать науку и политтехнологии
Другие темы дня
no image
Rating@Mail.ru
"Заголовки.ru" выходят ежедневно кроме воскресенья
Четверг , 14 декабря 2017 г. // Выпуск от 09.06.17, время выхода 8.03
Все права на статьи, цитаты из которых помещены на сайте, принадлежат соответствующим СМИ. Вопросы, связанные с использованием материалов статей, решаются исключительно с правообладателями.
© 2007 - 2017 Zagolovki.ru (тексты обзоров)